Таинство покаяния

Покаяние — это то чувство, которое в разной степени знакомо каждому человеку. Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». В христианстве покаяние означает осознание человеком  своих прегрешений перед Богом. В жизни человека покаяние проявляется в весьма разных формах. Это и слова «прошу прощения», «извините», и определенные жесты. Все это служит для выражения человеком сожаления о совершенной ошибке или о причиненном окружающим людям зле. Покаяние необходимо человеку, чтобы очистить свою совесть, примириться с людьми, которых вольно или невольно обидели.

Признание ошибок и покаяние

Покаяние — понятие о том, что есть ошибки, что есть грехи. Зачастую люди вдаются в крайность — «рвание волос», бессмысленное, давящее на нас чувством вины. А покаяние — истинное начало новой жизни.

Можно услышать, что самый страшный грех — гордыня. Так говорят потому, что сильная гордость застилает глаза, нам кажется, что никаких грехов у нас нет, а если мы что-то и сделали — то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем быть повинны в очень многих грехах даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя изгнать грехи из души исповедью.

Однако, пожалуй, самым страшным из грехов является самоубийство — ведь его уже нельзя исправить. Самоубийство ужасно, ведь мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими — жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.

Страсти, пороки, смертные грехи очень трудно изгнать из себя. В Православии нет понятия искупления страсти — ведь все наши грехи уже искуплены Самим Господом. Главное, мы должны исповедоваться и причаститься в храме с верой в Бога, подготовившись постом и молитвой. Затем, с помощью Божией, перестать совершать греховное действие и бороться с греховными мыслями.

Покаяние в грехах

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на Исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Не стоит искать особо сильных эмоций в покаянии. Покаяние — это:

  • Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;
  • Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются грехами;
  • Твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;
  • Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;
  • Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.

Как проходит подготовка к покаянию

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

Чувство вины иррационально, оно вызывает лишь неосуществимое желание исправить прошлое, а покаяние, перечисление грехов и обещание более не грешить — это просьба к Богу о помощи, чтобы Он Сам исправил вашу жизнь, ваши прошлые ошибки.

Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:

  • Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.
  • Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.

  • Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.
  • Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.
  • Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей. В книге о.Иоанна Исповедь строится по Заповедям Блаженства (Евангельским) и по Десяти Заповедям. Так можно самостоятельно составить список грехов для Исповеди.

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на Исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Грехи, в которых можно покаяться

Список семи смертных грехов — пороков, которые дают начало другим грехам

  • Гордыня — и тщеславие. Они отличаются тем, что гордыня (гордость в превосходной степени) имеет цель поставить себя вперед каждого, считать себя самого лучше всех — и неважно, что подумают о тебе. При этом человек забывает, что в первую очередь его жизнь зависит от Бога и много он совершает именно благодаря Богу. А тщеславие, напротив, заставляет «казаться, а не быть» — важнее всего, как увидят человека окружающие (пусть бедного, но с айфоном — тот самый случай тщеславия).
  • Завистливость — и ревность. Это недовольство своим статусом, сожаление о чужих радостях имеет основанием недовольство «распределением благ в мире» и Самим Богом. Нужно понять, что каждый должен сравнивать себя не с другими, а с самим собой, использовать собственные таланты и благодарить Бога за все.
  • Гнев — а также злоба, месть, то есть разрушительные для отношений, для других людей вещи. Они порождают преступление заповеди — убийство. Заповедь «не убий» запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство.
  • Лень — а также праздность, празднословие (пустая болтовня), в том числе пустое времяпрепровождение, постоянное «зависание» в социальных сетях. Все это крадет время нашей жизни, в которое мы можем расти духовно и душевно.

  • Алчность — а также жадность, обожание денег, мошенничество, скупость, которые несут очерствение души, нежелание помощь бедным людям, ущерб состоянию духовному.
  • Чревоугодие — постоянное пристрастие к определенной вкусной пище, обожание ее, обжорство (употребление большего количества пищи, чем нужно).
  • Блуд и прелюбодеяние — это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние — состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм).

Как принести покаяние

Зачастую само Таинство Исповеди называют молитвой покаяния, ведь священник молится, чтобы Господь принял наше покаяние. Вот, как это происходит

  • Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.
  • В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.
  • На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).
  • Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.

  • Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.
  • Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).
  • Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.

Накануне Исповеди или при тягости сердечной вы можете прочитать молитву покаяния онлайн на русском языке — это исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:

«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».

Да примет Господь ваше покаяние и поможет вам во всех делах!

5 заблуждений о покаянии

Давайте рассмотрим 5 неправильных представлений о том, что такое покаяние. После этого мы обратим внимание на то, что Библия говорит о покаянии.

1. Покаяние – это одноразовый случай в жизни

Если мы думаем, что покаяние – это то, что случается  всего лишь один раз в жизни, мы ошибаемся. Начиная Свое публичное служение, Иисус проповедовал: “покайтесь и веруйте в евангелие” (Марка 1.15). Эти глаголы стоят в настоящем времени и,  если буквально переводить их, можно написать “кайтесь и верьте.”

Мартин Лютер подчеркнул эту идею, когда он писал свои 95 тезисов:

“Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: ‘Покайтесь…’, заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.”

Вера и покаяние тесно связано друг с другом, и мы понимаем, что вера должна постоянно присутствовать в жизни верующего человека.  Но почему-то мы часто думаем, что покаяние это то, что мы сделали однажды, и не понимаем его продолжительности в нашей жизни.

2. Покаяние – это когда я сожалею о том, что я сделал

Мы часто любим оценивать качество покаяния по количеству слез.  Если человек вышел и сильно плакал,  рыдал и  всхлипывал,  тогда мы считаем, что это хорошое покаяние.

Печаль и сожаление – это естественное явление в человеке, когда его плохие поступки приносят ему боль.  Но это не значит что он покаялся, скорее всего он просто жалеет о том, что его поймали на горячем.

Да, в настоящем покаянии будет печаль, но мы должны понять, что печаль, горе, сожаление и даже страх о наказании могут существовать и без покаяния!

3. Покаяние – это способ очистить себя от греха

К сожалению у некоторых есть понятие, что именно слезы и акт покаяния – это то, что сможет очистить сердце человека.

В православной и католической церкви было созданы несколько обрядов для очищения. Я раньше писал о том, как на Филиппинах в страстную пятницу люди даже распинают себя в надежде, что Бог даст им благодать и благословит их жизнь благодаря их самопожертвованию.

Мы также это делаем, когда мы думаем, что благодаря нашему покаянию Бог даст нам прощение, благодать и милость. На самом деле покаяние – это всего лишь наш ответ на благодать, которую Бог готов дать нам. Покаяние никогда не очистит наши сердца, только Иисус способен это сделать.

“Слезы покаяния не смывает грехи. Это плохое богословие, если мы так говорим. Это дела и работа крови Христа в одиночку. ” Дж. Си. Райлз

4. Покаяние – это обещание изменить свою жизнь

Обещание жить правильно и свято – это хорошо, но это не покаяние. Каждый человек сегодня хочет какого-то изменения в жизни, на Новый год он обещает жить по-другому, вести здоровый образ жизни не курить, не толстеть и не ругаться.

Да, настоящее покаяние приносит изменения жизни человека, но само покаяние глубже и важнее каких-либо изменений в нашем поведении.

Мне нравится, как пишет Сперджен:

“Однако, люди могут прогрессировать даже дальше этого этапа, и решительно смирить себя под руку Божью, оставаясь в то же самое время полными незнакомцами покаянию. Их добродетель не похожа на утреннее облако и раннюю росу, которые исчезают, но, кода они слышат проповедь, они идут домой и начинают делать то, что они называют делами покаяния, они отрекаются от каких-то пороков и глупостей, они надевают на себя вретище, их слезы текут с легкостью из-за совершенных поступков, они плачут перед Богом; однако, со всем этим их покаяние – это ничто иное как временное, и они снова возвращаются к своим грехам.” – Чарльз Сперджен

Если мы думаем, что покаяние – это всего лишь обещание жить правильно, то мы ошибаемся, и эти изменения будут только временны.

5. Покаяние должно происходить, когда проповедник делает призыв к покаянию в конце служения

Может ли человек каяться после основной проповеди? Да! Но давайте не ограничивать место и время, когда человек может сделать этот шаг.

На протяжении Писания призыв к покаянию звучит независимо от времени или места. Например, посмотрите где и когда люди покаялись в книге Деяний Апостолов:

  • Эфиопский евнух покаялся вдоль пыльной дороге между Иерусалимом и Газой (Деяния 8:26-38)
  • Павел сам покаялся на дороге в Дамаск (Деяния 9)
  • Корнилий покаялся в своем доме (Деяния 10:44-48)
  • Лидия покаялся на берегу реки (Деяния 16:13-15)

Никогда не существует хорошего повода откладывать покаяние. Это обман дьявола думать, что ты должен покаяться в определенном месте или ждать определенного времени.

Призыв к покаянию в Библии – это всегда здесь и сейчас!

Источники