Разрешает ли Православная церковь развод?

Развод – событие безрадостное не только с обывательской точки зрения, но и предосудительный проступок по убеждениям Православной Церкви. По христианской традиции брак должен заключаться единожды и на всю жизнь.

Всё больше молодых пар, создавая семью, обращаются за церковным благословением, решаясь на святое Таинство Венчания. Представ перед алтарем, никто не помышляет о разводе, молодожены преисполнены уверенностью, что семья их будет счастливой и нерушимой.

Но жизнь полна испытаний, и не всем парам удается преодолеть их без потерь. Количество расторгнутых браков в российской действительности просто зашкаливает. К большому прискорбию разводы не редкость и среди венчанных супругов.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем?.. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Расторжение после венчания в Церкви

Каноническая позиция Церкви о непозволительности разводов для православных (и не только при венчанном браке, но и при гражданском) опирается на откровения Священного Писания:

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]» (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 7, 10-11).
«…они уже не двое, но одна плоть… что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, 6).

Что касается расторжения браков, Церковь расценивает развод как большой грех и призывает к проявлению терпимости, поиску компромиссов и сохранению семьи во что бы то ни стало.

Важно! В православии существует чин «Венчания в браке», но обратной силы обряд не имеет. Церковное расторжение венчанного брака не предусмотрено. Как не бывает «раскрещивания» (возможно лишь обратиться в новую веру), так не существует ни «развенчания», ни «церковного развода».

Тем не менее, если венчанный союз все же распался, то для особых случаев, установленных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2017 года, существуют процедуры признания церковного брака недействительным либо утратившим каноническую силу. Заключение бывшими супругами новых семейных союзов по православным обычаям допускается исключительно с благословения епископа на повторный брак и венчание.

Православная Церковь помимо венчанного принимает также и гражданский брак, памятуя о непростых временах в российской истории, когда церковные браки не просто утратили юридическую силу (до 1918 года именно церкви выдавали свидетельства о браке), но были фактически запрещены.Об этом четко говорится и в части 2 статьи 1 Семейного кодекса – в Российской Федерации признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (то есть в ЗАГСах).


Именно поэтому Церковь воспринимает гражданские браки как законные, но при этом призывает православных к церковному обряду бракосочетания. В то же время к чину Венчания пары допускаются только при наличии свидетельства о браке.

Очень важно! Совместное проживание мужчины и женщины без официального оформления отношений, которое нынче модно именовать «гражданским браком», в действительности никаким браком не является.

И (надо называть вещи своими именами) юристами определяется как «сожительство», а церковью воспринимается как грех, а конкретно – блуд.

Повторный брак в Библии

Библейские заветы разводы осуждают, проповедуя нерушимость семьи и преданность мужа и жены друг другу. Но расставание супругов, как и вступление в новый брак не исключается.

  • «…если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную».

В то же время неоднократно повторяется мысль:

  1. «…кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
  2. «Соединен ли ты с женой? не ищи развода».
  3. И вновь: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Исходя из этих заповедей, допускается и развод (но только по причине измены), и вступление во второй брак. Но в церковном толковании повторный брак возможен как милость Божия для того из супругов, кто не являлся инициатором распада предыдущего семейного союза, и является стороной пострадавшей.

Примечательно, что по Библии прелюбодеяние со стороны мужчины порицается, но не дает жене права на расторжение брака:

  • «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» (Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 7, 2-3).
  • «Жена связана законом, доколе жив муж ее».

Людям одиноким и вдовствующим предписывается сохранение себя в чистоте, но, принимая во внимание слабости и страсти человеческие, не возбраняется создание семьи:

  1. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» .
  2. «Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь».
  3. «…если же муж ее [жены] умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так.
  4. «…если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейством, выйдя за другого мужа».

Помимо неверности, в качестве повода для развода Новым Заветом допускается лишь неверие одного из супругов:

  • «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь».

Традиционные православные взгляды на расторжение брака и вступление в другой опираются на евангелистские заветы, наставляющие приверженцев Христианства к созданию единственной на всю жизнь семьи и безоговорочной верности в любви, но не отвергающие новых отношений в официальном брачном союзе.

Причины в Православии

По Евангелию от Матфея причина для расставания мужа с женой одна – измена, «вина любодеяния». В Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла в качестве повода для расторжения брака добавляется лишь один – желание развестись со стороны неверующего супруга.

Тем не менее, в современной действительности Православная Церковь учитывает и другие ситуации, при которых церковный брак признается недействительным или утратившим каноническую силу. Но в качестве крайней меры, когда все возможные способы для примирения и восстановления семейных отношений исчерпаны, а процесс распада пары – объективно необратим.

В каких случаях разрешается

Как уже подчеркивалось, Православная Церковь разводов не приемлет, но при определенных обстоятельствах разрешает прекращение венчанного брака.

Ситуации эти перечислены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Церковный брак может быть признан.

Недействительным:

  • В случае венчания при незнании о препятствиях к браку.
  • При неспособности одного из супругов к интимной жизни по естественным причинам (если до брака об этом не было известно другому партнеру). Но это не касается лиц пожилого возраста, и вопрос этот подлежит рассмотрению только по истечении двух лет совместной жизни, за исключением случаев, когда недуг заведомо непоправим.

Утратившим каноническую силу:

  • Отхождение от Православной веры (в том числе, уход в сектантство).
  • Неверность, а равно противоестественные сексуальные наклонности.
  • Заключение нового брака в органах государственной власти.
  • Невозможность исполнения супружеских обязанностей вследствие намеренного нанесения себе увечья.
  • Болезнь, опасная при совместном проживании для другого супруга, а равно детей.
  • Установленный диагноз «алкоголизм» или «наркомания» при нежелании избавления от вредной привычки и отказа от медицинской помощи.
  • Безвестное отсутствие свыше 3-х лет одного из супругов, при условии предоставления подтверждающего документа госоргана (для не вернувшихся после завершения военных действий или пропавших в результате стихийных бедствий, срок сокращается до 2-х лет).
  • Сознательный уход из семьи (в случае, когда прошло более года).
  • Аборт, сделанный женой при несогласии на то супруга либо наоборот – принуждение им к избавлению от беременности.
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруга либо детей, юридически подтвержденное.
  • Тяжелое и неизлечимое психическое заболевание, выявленное уже в браке и исключающее возможность совместного проживания.
  • Решение одного из супругов уйти в монастырь (допускается при письменном согласии другого супруга, отсутствии несовершеннолетних детей и других иждивенцев).

«Уважительными» для прекращения канонического брака считаются лишь разрушительные для семьи или даже смертельно опасные для другого супруга и детей причины. Благословение на развод как таковой от священнослужителей вы не получите – при любых жизненных ситуациях это дело не благое.

Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке

Как уже говорилось, «церковного развода» не существует. Соответственно, обращаться в Храм Божий с целью оформления расторжения венчанного брака распрощавшимся мужу и жене нет никакой необходимости, ни вместе, ни поодиночке.

Только епископ после всестороннего рассмотрения причин развода и собеседования с обратившимся (беседа возможна и с секретарем епархии) может принять решение о признании брака утратившим каноническую силу и о допустимости создания невиновной стороной новой семьи. При утвердительном решении архиереем выдается соответствующее свидетельство, где указывается также возможность повторного Венчания по какому чину проводить обряд.

Признает ли развенчание современная церковь

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой — измена.

Таинство венчания — это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

Церковь может поменять жениха, но это уже не будет православие. Когда во главе церкви восстанет антихрист под личиной Бога, настанет конец света.

Важно! Таинство венчания подчеркивает, что новая семья становится малой церковью, частичкой Невесты Христовой. Главная задача современной Церкви — привести людей к спасению, в этом ей должна помогать каждая православная ячейка.

Объединительной чертой Невесты и Иисуса является Божественная любовь людей к Создателю мира и между собой.

Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?

Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву. Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

Заключение

Церковь допускает, но не поощряет ни разводы, ни вторичные браки, отстаивая христианские заповеди о единственном супруге на всю жизнь. Все же с недавних пор не исключение благословение даже на третий брак, но только исходя из тех соображений, что уж лучше разрешить свадьбу, чем допустить откровенный блуд.

Четвертая женитьба, по мнению Церкви, непозволительна. Недаром родилась поговорка: «Первая жена – от Бога, вторая – от людей, а третья – от лукавого». Четвертая жена даже в народную мудрость не поместилась!

Источники