Православие о бесплодии
Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.
Бесплодие: медицинское толкование
Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье.
Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.
Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов.
Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:
- беседа с узкими специалистами;
- клинические и лабораторные исследования;
- терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.
Отношение к бесплодию церкви
Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.
Отчаяние это грех!
Прежде всего, любой священник скажет такой паре – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться. И лишь у людей окончательно отчаявшихся в таком чуде, как собственные дети, вряд ли они и появятся, все остальные должны жить обоснованной надеждой.
Духовные причины бездетности
Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.
Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:
- Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
- Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
- Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
- Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
- Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.
Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:
- Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
- Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
- Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
- Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.
Отношение церкви к современной репродуктологии
Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.
С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:
- Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
- Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
- Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.
Пути преодоления бесплодия
Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?
В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.
Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.
Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.
Также необходимо совершить следующие обряды:
- исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
- причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
- соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.
Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.
Значение брака
Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:
Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение…
Помяни Господи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоуголное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их.
Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, зачинали уже через несколько дней после венчания.
Как смириться с бесплодием?
Смирение – это принятие воли Божией по отношению к жизни человека, какой бы жестокой она не казалась. Как паре смириться с бесплодием, православие дает четкий ответ. Отсутствие потомства – это настоящее испытание для отношений, проверка любви. Когда объединяет совместная беда, это может сплотить, помочь быть более чуткими, стать ближе, а может и отдалить друг от друга.
Церковь говорит о бесплодии — это не приговор, нужно молиться и ждать. Христос сказал:
«Просите и дастся вам».
Многие праведники рождались после долгих молитв уже от пожилых родителей. Истории Авраама и Сарры, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны своим примером терпения и смирения вдохновляют сегодняшние пары.
Воля Божия не открывается быстро. Если супруги усердно молятся, прилагают все усилия, совещаются со священником — Бог даст им знать, ожидать ли им чуда, проходить лечение, или усыновить малыша.
Источники
Каждая шестая молодая супружеская пара в России не имеет детей. Для большинства христианских семей отсутствие малышей в доме — тяжёлое испытание, являющейся проверкой веры в Промысел Божий.
Бесплодие: медицинское толкование
Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье.
Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.
Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов.
Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:
- беседа с узкими специалистами;
- клинические и лабораторные исследования;
- терапевтическое или хирургическое лечение.
Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.
Отношение к бесплодию церкви
Испробовав все доступные медикаментозные методы лечения, отчаявшиеся супруги, обращаются за помощью к Святым Заступникам. Как относится церковь к бесплодию? В Ветхом Завете отсутствие у супругов детей считалось Божьей карой за совершенные ранее грехи или испытанием силы их веры в Его Промысел.
Отчаяние это грех!
Прежде всего, любой священник скажет такой паре – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно. История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий. Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться. И лишь у людей окончательно отчаявшихся в таком чуде, как собственные дети, вряд ли они и появятся, все остальные должны жить обоснованной надеждой.
Духовные причины бездетности
Сегодня церковь говорит, что отсутствие у супругов в течение многих лет детей — не повод для отчаяния. Важно понять, что необходимо искать не только физиологические, но и духовные причины бездетности семьи.
Причин, по которым Господь не дарит супругам ребёнка, множество. Основные из них описал старец Паисий Святогорец в своём труде «Семейная жизнь»:
- Беспорядочная жизнь супругов до брака. Частая смена половых партнёров, желание перед вступлением в брак как можно больше удовлетворить желания плоти считаются грехом, за которой Господь может наказать отсутствием детей.
- Придирчивый выбор спутника жизни, основанный на холодном расчёте, а не на взаимной любви и уважении. Ребёнок — дар Бога и плод союза любящих людей, а не обязательный атрибут семейной жизни.
- Неготовность людей довериться воле Господа. Любое событие происходит по желанию Всевышнего. Покаяние и смирение — правильный путь к исполнению заветного желания. Библия описывает множество примеров, когда супруги становились родителями, пройдя длинный путь совместного духовного совершенствования.
- Сознательная отсрочка молодой супружеской пары в рождении ребёнка. Часто современные молодые люди строят чёткий план совместной жизни, в котором рождение потомства стоит далеко не на первом месте. Они думают, что ещё успеют завести малыша, забывая, что ребёнок — дар Господа. Пренебрежение этим подарком или отказ от него (прерывание беременности) может быть наказано невозможностью иметь потомство в будущем.
- Промысел Божий, состоящий в желании перенаправить родительскую любовь бездетной пары на сирот, которые нуждаются в ласке, опеке и заботе. Известно много случаев, когда после принятия решения принять в семью чужого ребёнка, муж и жена получали возможность зачать собственного малыша.
Кроме причин, описанных старцем Паисием, современные служители церкви называют следующие духовные предпосылки, ведущие к бездетности:
- Родовые проклятия, насланные на детей родителями. Они могут быть неосознанными, сказанными в порыве эмоций, но имеющими серьёзные последствия. Как правило, для преодоления последствий проклятия достаточно искреннего раскаяния родителей бездетного человека.
- Грехи, совершенные предками против Бога и людей. Зная о существовании в прошлом семьи недостойного деяния, следует признать его и исполнить наложенную духовником епитимью.
- Наказание за гордыню и зависть, которые в просторечье называют «порча» и «сглаз». Нельзя насмехаться над чужим горем — отсутствием детей. Это может привести к потере уже имеющихся детей и невозможности рожать ещё малышей. Известны ситуации, когда красивая, молодая, успешная женщина, имеет крепкую, но бездетную семью. Это может объясняться «сглазом» — завистью окружающих. Поможет в этой ситуации сильная вера в силу и промысел Божьи.
- Во многих случаях бесплодие — испытание веры для христианской семьи. Если после применения всех возможных методов лечения у супругов не появился малыш, то им следует со смирением принять волю Божью и набраться терпения.
Отношение церкви к современной репродуктологии
Возможности современной медицины дают надежду завести потомство многим бездетным парам. Православная церковь положительно относится только к одному виду искусственного оплодотворения. В основе этого метода лежит ввод мужского семени в матку при помощи медицинского инструмента. При этом материал должен быть получен естественным путем в процессе супружеской близости. Этот способ считается приемлемым, так как он максимально приближен к естественному и не подразумевает участия в нём третьей стороны.
С точки зрения Церкви, недопустимым считаются следующие методы искусственного оплодотворения:
- Участие в процессе зачатия генетического материала третьей сторон. Священники считают, что этот процесс равноценен супружеской измене, несмотря на то, что не было факта физической измены.
- Суррогатное материнство разрушает таинство установления духовной связи матери и ребёнка во время беременности.
- Экстракорпоральное оплодотворение нарушает естественные отношения между супругами, так как процесс зачатия происходит вне человеческого тела. Священнослужители задаются вопросом, как на человека, появившегося в пробирки, будут действовать злые духи. Какими духовными качествами будет обладать малыш, зачатый вне тела матери. Также серьёзной моральной проблемой является наличие лишних оплодотворённых яйцеклеток, в которых уже зародилась жизнь. Их уничтожение фактически является убийством, за счёт которого рождается малыш. Этот грех тяжким бременем ложится на мать, принявшую это решение, и ребёнка, ради которого греховный акт был совершён.
Пути преодоления бесплодия
Церковь утверждает, что лечение бесплодия будет бесполезным, если не укрепить духовное здоровье. Какие шаги должны предпринять супруги, живущие по христианским канонам?
В первую очередь, до похода в медицинское учреждение, необходимо поговорить со своим духовником и испросить его благословения на обследование и лечение.
Если супруги заключили брак только по гражданским законам, то необходимо пройти через таинство церковного венчания. Оно укрепит связь жены и мужа, сделает их союз благословленный Господом. После прохождения этого священного обряда останется только ждать доказательства этого благословения — появления ребёнка.
Семья, усердно молящая Всевышнего подарить им ребёнка, должна смиренно ждать исполнения воли Его и смиренно выносить крест страдания.
Также необходимо совершить следующие обряды:
- исповедь, во время которой вспоминают все грехи и каются в них;
- причастие, дающее очищение от неправильных мыслей и дурных поступков;
- соборование, способное исцелить не только тело, но и душу.
Чтобы осознать волю Господа необходимо очистить душу, мысли и сердце. Это поможет увидеть и услышать Его знаки, дающие понять необходимо ли продолжать делать попытки зачать собственное дитя, или подарить свою любовь и заботу нуждающимся в этом детям.
Значение брака
Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:
Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение…
Помяни Господи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоуголное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их.
Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, зачинали уже через несколько дней после венчания.
Как смириться с бесплодием?
Смирение – это принятие воли Божией по отношению к жизни человека, какой бы жестокой она не казалась. Как паре смириться с бесплодием, православие дает четкий ответ. Отсутствие потомства – это настоящее испытание для отношений, проверка любви. Когда объединяет совместная беда, это может сплотить, помочь быть более чуткими, стать ближе, а может и отдалить друг от друга.
Церковь говорит о бесплодии — это не приговор, нужно молиться и ждать. Христос сказал:
«Просите и дастся вам».
Многие праведники рождались после долгих молитв уже от пожилых родителей. Истории Авраама и Сарры, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны своим примером терпения и смирения вдохновляют сегодняшние пары.
Воля Божия не открывается быстро. Если супруги усердно молятся, прилагают все усилия, совещаются со священником — Бог даст им знать, ожидать ли им чуда, проходить лечение, или усыновить малыша.