Почему нельзя поминать водкой?
К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминальной трапезы без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Но мало кто задумывается о том, что поминовение алкоголем недопустимо в христианской традиции поминовений.
Убираем алкоголь с поминальных столов
После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия. Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.
В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.
Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.
Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек — православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией.
Откуда возникла традиция поминать
Традиция поминовения усопших существует с глубокой древности. В христианской церкви поминовение заключается в чтении особых молитв в определенные дни. Даже убежденные материалисты, не верящие в загробную жизнь, соблюдают некоторые ритуалы – например, посещение кладбища.
В современном мире можно выделить два рода поминальных традиций. Одни обычаи связаны с мировыми монотеистическими религиями (христианство, ислам), другие же намного древнее этих религий. Примечательно, что древних, языческих традиций – устраивать поминальную трапезу в день похорон, а впоследствии в годовщину смерти – придерживаются даже атеисты. Пренебрегать этими традициями считается неуважением к памяти усопшего.
Христианская традиция
У христиан принято поминать умерших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в ее годовщину. В эти дни близкие умершего посещают его могилу, где молятся за душу усопшего и совершают литию. Краткий чин литии может совершить мирянин, для совершения полного чина приглашают священника.
Традиция поминать умерших именно в эти дни связана с христианским представлением о посмертном существовании души. Считается, что до третьего дня душа находится на земле, а потом возносится на Небеса. Ассоциируется такой срок и с трехдневным воскресением Иисуса Христа.
До девятого дня душа созерцает красоту Рая и радуется будущему блаженству, если это праведная душа, или печалится, если грехи этого человека тяжелы. На девятый день душа предстает перед престолом Всевышнего.
На сороковой день душа снова является на поклонение к Богу, и в этот момент определяется ее судьба до Страшного Суда. Поминовение усопшего совершается и в годовщину его смерти, ведь это день его рождения к новой, вечной жизни.
Дохристианская традиция
Среди дохристианских традиций поминовения усопших главное место занимают поминки – застолье, которое устраивается после похорон. Особенность этого мероприятия в том, что на него может прийти кто угодно, если даже приходит незнакомый человек, его принимают и не спрашивают, кто он такой и кем приходится умершему.
В определенной степени поминки выполняют психотерапевтическую функцию: занимаясь подготовкой застолья, убитые горем люди включаются в активную деятельность, которая в некоторой степени отвлекает их от тяжких переживаний. Но основной смысл поминок гораздо глубже.
Для древнего человека еда представляла собой нечто большее, чем восполнение потребности в питательных веществах. На пищу переносилось благоговейное отношение к огню, на котором она готовилась, а огонь, очаг был центром жилища и родовой общины, цементирующим ее. Поэтому совместная трапеза скрепляла единство рода, даже постороннего человека делая родственником.
Смерть воспринималась как нарушение единства рода – ведь она вырывала человека из родовой общины. Это единство следовало немедленно восстановить с помощью совместной трапезы, на которой, как считалось, незримо присутствовал покойный. Так возникли тризны – поминальные пиры, которые и в настоящее время сохраняются в виде поминок. Даже в современном мире на поминках иногда ставят на стол рюмку вина или водки и кладут кусок хлеба, к которым никто не притрагивается – «угощение» для умершего. В этом проявляется первоначальный смысл традиции поминовения усопших.
Можно ли есть на поминках вилками: православный взгляд
Существует множество предписаний, указывающих на то, как правильно проводить поминальные обеды. Некоторые из них имеют свое обоснование в христианстве, другие чужды мировосприятию православного человека.
Одной из традиций, касающихся проведения поминок, является практика вкушать пищу за поминальным столом исключительно ложками. Часто можно услышать выражения о том, что вилками категорически запрещено кушать на поминках. Однако такое восприятие не имеет ничего общего со смыслом православного поминовения, поэтому Церковь не дает запрета на использование вилок в поминальной трапезе.
Стоит разобраться, откуда пошла традиция не использовать вилки на поминках. Зачастую сами приверженцы такого мнения не могут дать четкого ответа. Можно привести некоторые предположения на этот счет. Так, исторически вилки не использовались во время поминальных трапез. Однако это было обусловлено не какими-либо религиозными предписаниями, а обычным отсутствием вилок как таковых в старые времена.
Можно рассмотреть этот вопрос и со стороны бытовой. Например, вилки нежелательны потому, что являются острым предметом, которым можно нанести человеку травму. Их исключали из поминальной сервировки стола, чтобы люди, во время дележки наследства, в ярости не поранили друг друга. Эти пояснения не имеют ничего общего с православной культурой. Сложно себе представить настоящие православные поминки с кровопролитной резней. Если разобраться, то не сама по себе вилка является «злом», но человек, практикующий насилие. По таким понятиям можно запретить и абсолютно любой предмет, однако Церковь в этом смысле не доходит до безумства.
Некоторые считают вилки напоминанием о трезубцах бесовских, что способствует мнению о вилке как о предмете демоническом. Но и это восприятие не должно иметь места в сознании человека. Если и встречаются какие-либо косвенные упоминания о наличии трезубцев или прочих острых «орудий» у бесов, то это нужно понимать не сугубо материально, но образно. В свете этого совершенно неправильно переносить такие представления на наш мир, запрещая использовать вполне себе удобный предмет для вкушения пищи.
Можно ли забирать еду домой
Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?
Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.
Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.
Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.
Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.
Таким образом, нет ничего страшного в употреблении вилок на поминках. Православному человеку необходимо акцентировать свое внимание не на подобных практиках, но на самой сути поминовения, заключающейся в памяти об усопшем, молитве за него и творении добрых дел в качестве воспоминания об умершем.
Источники
К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминальной трапезы без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Но мало кто задумывается о том, что поминовение алкоголем недопустимо в христианской традиции поминовений.
Убираем алкоголь с поминальных столов
После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия. Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.
В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.
Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.
Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек — православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией.
Откуда возникла традиция поминать
Традиция поминовения усопших существует с глубокой древности. В христианской церкви поминовение заключается в чтении особых молитв в определенные дни. Даже убежденные материалисты, не верящие в загробную жизнь, соблюдают некоторые ритуалы – например, посещение кладбища.
В современном мире можно выделить два рода поминальных традиций. Одни обычаи связаны с мировыми монотеистическими религиями (христианство, ислам), другие же намного древнее этих религий. Примечательно, что древних, языческих традиций – устраивать поминальную трапезу в день похорон, а впоследствии в годовщину смерти – придерживаются даже атеисты. Пренебрегать этими традициями считается неуважением к памяти усопшего.
Христианская традиция
У христиан принято поминать умерших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в ее годовщину. В эти дни близкие умершего посещают его могилу, где молятся за душу усопшего и совершают литию. Краткий чин литии может совершить мирянин, для совершения полного чина приглашают священника.
Традиция поминать умерших именно в эти дни связана с христианским представлением о посмертном существовании души. Считается, что до третьего дня душа находится на земле, а потом возносится на Небеса. Ассоциируется такой срок и с трехдневным воскресением Иисуса Христа.
До девятого дня душа созерцает красоту Рая и радуется будущему блаженству, если это праведная душа, или печалится, если грехи этого человека тяжелы. На девятый день душа предстает перед престолом Всевышнего.
На сороковой день душа снова является на поклонение к Богу, и в этот момент определяется ее судьба до Страшного Суда. Поминовение усопшего совершается и в годовщину его смерти, ведь это день его рождения к новой, вечной жизни.
Дохристианская традиция
Среди дохристианских традиций поминовения усопших главное место занимают поминки – застолье, которое устраивается после похорон. Особенность этого мероприятия в том, что на него может прийти кто угодно, если даже приходит незнакомый человек, его принимают и не спрашивают, кто он такой и кем приходится умершему.
В определенной степени поминки выполняют психотерапевтическую функцию: занимаясь подготовкой застолья, убитые горем люди включаются в активную деятельность, которая в некоторой степени отвлекает их от тяжких переживаний. Но основной смысл поминок гораздо глубже.
Для древнего человека еда представляла собой нечто большее, чем восполнение потребности в питательных веществах. На пищу переносилось благоговейное отношение к огню, на котором она готовилась, а огонь, очаг был центром жилища и родовой общины, цементирующим ее. Поэтому совместная трапеза скрепляла единство рода, даже постороннего человека делая родственником.
Смерть воспринималась как нарушение единства рода – ведь она вырывала человека из родовой общины. Это единство следовало немедленно восстановить с помощью совместной трапезы, на которой, как считалось, незримо присутствовал покойный. Так возникли тризны – поминальные пиры, которые и в настоящее время сохраняются в виде поминок. Даже в современном мире на поминках иногда ставят на стол рюмку вина или водки и кладут кусок хлеба, к которым никто не притрагивается – «угощение» для умершего. В этом проявляется первоначальный смысл традиции поминовения усопших.
Можно ли есть на поминках вилками: православный взгляд
Существует множество предписаний, указывающих на то, как правильно проводить поминальные обеды. Некоторые из них имеют свое обоснование в христианстве, другие чужды мировосприятию православного человека.
Одной из традиций, касающихся проведения поминок, является практика вкушать пищу за поминальным столом исключительно ложками. Часто можно услышать выражения о том, что вилками категорически запрещено кушать на поминках. Однако такое восприятие не имеет ничего общего со смыслом православного поминовения, поэтому Церковь не дает запрета на использование вилок в поминальной трапезе.
Стоит разобраться, откуда пошла традиция не использовать вилки на поминках. Зачастую сами приверженцы такого мнения не могут дать четкого ответа. Можно привести некоторые предположения на этот счет. Так, исторически вилки не использовались во время поминальных трапез. Однако это было обусловлено не какими-либо религиозными предписаниями, а обычным отсутствием вилок как таковых в старые времена.
Можно рассмотреть этот вопрос и со стороны бытовой. Например, вилки нежелательны потому, что являются острым предметом, которым можно нанести человеку травму. Их исключали из поминальной сервировки стола, чтобы люди, во время дележки наследства, в ярости не поранили друг друга. Эти пояснения не имеют ничего общего с православной культурой. Сложно себе представить настоящие православные поминки с кровопролитной резней. Если разобраться, то не сама по себе вилка является «злом», но человек, практикующий насилие. По таким понятиям можно запретить и абсолютно любой предмет, однако Церковь в этом смысле не доходит до безумства.
Некоторые считают вилки напоминанием о трезубцах бесовских, что способствует мнению о вилке как о предмете демоническом. Но и это восприятие не должно иметь места в сознании человека. Если и встречаются какие-либо косвенные упоминания о наличии трезубцев или прочих острых «орудий» у бесов, то это нужно понимать не сугубо материально, но образно. В свете этого совершенно неправильно переносить такие представления на наш мир, запрещая использовать вполне себе удобный предмет для вкушения пищи.
Можно ли забирать еду домой
Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?
Еда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.
Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.
Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше отдайте объедки животным.
Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.
Таким образом, нет ничего страшного в употреблении вилок на поминках. Православному человеку необходимо акцентировать свое внимание не на подобных практиках, но на самой сути поминовения, заключающейся в памяти об усопшем, молитве за него и творении добрых дел в качестве воспоминания об умершем.