Могут ли быть женщины священниками?
Содержание- История вопроса о женском священстве
- Может ли женщина быть священником?
- Женщины-священники в православии
- Женщины священники в католицизме
- Священник представляет Христа
- В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
- Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
- Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари. Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи. Истоки этой традиции берут начало из Библии.
История вопроса о женском священстве
Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.
Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.
- В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
- 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
- В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
- Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
- В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
- На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
- Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
- На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.
- Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.
Может ли женщина быть священником?
Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:
- Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
- Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.
На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.
Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.
Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.
Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:
- Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
- Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.
Таким образом, множество рабочих дней в церкви из жизни женщины вычеркивается. Как бы ни были понятны эти причины, нельзя не признать, что значительную часть своей ответственной работы женщине-священнику пришлось бы пропускать. Частые сбои в работе священнослужителей могут не очень хорошо сказываться на порядке в храме, деятельность в котором всегда идет по графику.
Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.
Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.
Женщины-священники в православии
Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.
Есть благочестивые уважаемые монахини, настоятельницы монастыря, но священников женского пола в православных храмах не найти.
Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.
Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.
Женщины священники в католицизме
В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).
Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин. Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.
Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.
Священник представляет Христа
«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери, — пишет диакон Андрей Кураев в работе “Церковь в мире людей”. — На этой вечере именно Христос взял чашу и сказал:
пейте, это Кровь Моя…Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, священник должен быть литургической иконой Христа…
Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство.
Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:
- Евангелическая церковь Германии;
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
- Епископальная церковь;
- Церковь Швеции;
- Церковь Норвегии.
Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.
Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.
Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.
Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.
Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.
Это не должно быть обидно, ведь женщины могут быть причастны к деятельности в храме, они лишь не могут совершать служения.
Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.
Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.
Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.
Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.
Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?
Источники
- История вопроса о женском священстве
- Может ли женщина быть священником?
- Женщины-священники в православии
- Женщины священники в католицизме
- Священник представляет Христа
- В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
- Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
- Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
Все чаще в сфере мужских профессий встречаются женщины. От руководящих должностей и политических постов и до таких специальностей, как водители общественного транспорта, токари и слесари. Но были и есть виды деятельности, которые женскому полу все-таки недоступны. Например, женщина не может исполнять обязанности священника в храме, эта должность возлагается только на мужские плечи. Истоки этой традиции берут начало из Библии.
История вопроса о женском священстве
Вопрос о церковном служении христианок Православной Церкви ведется с середины 20-го века, различные конференции то накладывали табу на священство женщин, то выносили этот вопрос на широкое обсуждение священства.
Эта проблема впервые на официальном церковном уровне была поднята в 1929 году архиепископом Феофаном (Быстровым) после появления известий о рукоположении женщин на пасторство в протестантских церквях. Священник назвал дев, которые посягают на сан священника, юродивыми.
- В 1947 году Всемирный совет церквей начал опрос среди православных церквей, в том числе и в России, по вопросу женского священства.
- 1949 год будоражит умы священнослужителей через профессора Евангела Феодору, выступающего за разрешение девам быть диаконисами, он в 1954 году защищает докторскую диссертацию по хиротонии диаконисс.
- В мае 1972 года православные и католические священники принимают участие в конференции, организованной Женской экуменической координационной группой.
- Первый прорыв в этом вопросе состоялся в 1976 году во время Первого женского православного совещания, на котором были подняты проблемы равноправия женщин, как священнослужителей.
- В 1977 году студентками семинарии Святого Владимира проводится конференция «Женщины в творении Божьем», активной участницей этого движения выступает Элизабет Бер-Сижель, Елена Гундяева и другие.
- На заседании шестой Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей при рассмотрении вопроса о рукоположении женщин присутствовали монахиня Марфа (Ковалевич).
- Стамбульская конференция 1997 года вначале своей работы предполагала возможность обсуждения вопроса о расширении прав женщин в служении, но окончательное решение так и не было принято.
- На международной конференции 2007 года о роли женщины в современном мире говорили священники и представители власти многих стран Европы.
- Член Сейма Литвы В. Орехов говорил о приходе времени восстановления женщин, как диаконисс, и возможности их рукоположения в священнические саны. Выступающий обосновал свое заявление тем, что Господь наделяет христианок дарами пророчества, исцеления, тогда почему бы не доверить им проповедование Слова Божьего, исповедовать и причащать прихожан наравне с мужчинами.
Может ли женщина быть священником?
Можно выделить два основных пункта, почему женщина не может быть священником, исходя из почитания традиций, которые корнями уходят в древность:
- Священник, в некоторой степени, является представителем Бога, а так как образ Всевышнего является мужским, то и служитель должен быть лицом мужского пола;
- Женщина изначальна была создана в помощь и поддержку мужчине. Ей не следует главенствовать и управлять, ее задачей является помогать и поддерживать.
На литургии служитель участвует в символическом воссоздании событий Тайной вечери, во время которой Христос предлагал апостолам вино, как кровь Свою. Прихожане причащаются просфорой и вином из рук священника, а значит, он тоже должен быть мужчиной, как и Христос.
Что касается второго пункта, то женская помощь и поддержка являются важной задачей, в духовной жизни должен быть мир и порядок, для этого необходимо расставлять приоритеты по местам.
Священнослужитель — это в определенной степени управляющее и наставляющее прихожан высокопоставленное лицо, поэтому эта обязанность возлагается на мужчин.
Есть и физические причины для нежелания возлагать на женщину роль священника:
- Менструации. Этот период у женского пола наступает ежемесячно, занимая от нескольких дней до недели. Конечно, с физиологией ничего не поделаешь, но если на обычном рабочем месте это почти не доставляет проблем, то в храме находиться во время кровотечения не следует. Могут быть исключения, но в основном, предписывается воздерживаться от посещения церкви в такие дни, потому что проливать кровь в храме нельзя;
- Беременность и роды. Быть матерью — это очень важная и почитаемая роль в жизни, но есть предписанный срок, положенный для выжидания после рождения ребенка, не говоря уже о физической необходимости уходить в декрет.
Таким образом, множество рабочих дней в церкви из жизни женщины вычеркивается. Как бы ни были понятны эти причины, нельзя не признать, что значительную часть своей ответственной работы женщине-священнику пришлось бы пропускать. Частые сбои в работе священнослужителей могут не очень хорошо сказываться на порядке в храме, деятельность в котором всегда идет по графику.
Забота о своей семье — это почетная женская миссия, которая вовсе не рассматривается церковью пренебрежительно. Совсем наоборот, ей присваивается важное значение. Матери нужно постоянно иметь связь с детьми, часто звонить или отвечать на телефонные вызовы.
Работа священника нелегкая, требует самоотдачи и концентрации на своем деле. Во время службы люди обязательно выключают свои телефоны, и погружаются в атмосферу происходящего.
Женщины-священники в православии
Многие женщины почитаются в православии, среди числа святых есть много женских персон. Самая воспеваемая женщина в христианстве — Пресвятая Богородица, ей возносят много почестей и молитв.
Есть благочестивые уважаемые монахини, настоятельницы монастыря, но священников женского пола в православных храмах не найти.
Такое положение дел может не понравиться некоторым ярым феминисткам, которые практически везде стараются увидеть и искоренить унижение женского рода.
Однако, не стоит впадать в крайности, нужно уметь смотреть под разными углами, не ограничиваясь только несением флага феминистической революции.
Женщины священники в католицизме
В католической церкви также среди священников не найти женских лиц. Есть специальная энциклика, то есть документ от Папы Римского, посвященный вопросу значения пола человека для возможности его ординации (возведения в духовный сан).
Согласно этому письменному посланию, к священническому рукоположению можно допускать только мужчин. Но ссылаясь на святость и авторитет Пресвятой Богородицы, в энциклике подчеркивается отсутствие во всей этой ситуации дискриминации, как таковой.
Люди различных полов играют разные роли в жизни и миссии Церкви, и следует толковать это не как дискриминацию, а как следование замыслу Божиему.
Священник представляет Христа
«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери, — пишет диакон Андрей Кураев в работе “Церковь в мире людей”. — На этой вечере именно Христос взял чашу и сказал:
пейте, это Кровь Моя…Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, священник должен быть литургической иконой Христа…
Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
В каких направлениях христианства разрешена женская ординация
В настоящее время возведение женщины в духовный сан имеет место в некоторых других ответвлениях христианства, таких как протестантизм (реформатское направление), лютеранство и англиканство.
Некоторые из церквей, в которых производится женская ординация:
- Евангелическая церковь Германии;
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии;
- Епископальная церковь;
- Церковь Швеции;
- Церковь Норвегии.
Как в начале Библии упоминается различие между женским и мужским родом?
Согласно священному Писанию, первый человек – Адам был мужчиной, сотворенным Богом по Его образу и подобию. Женщина же была создана из ребра мужчины, как его жена, друг и помощница.
Первые люди были сотворены для мирной жизни в Эдемском саду, и отношение их друг к другу не должно было иметь тех эмоциональных оттенков, что присутствуют в современном гендерном обществе. Просто они были различны, но в то же время частями одного целого.
Не было плохого в том, что Ева была помощницей своему мужу, ведь она была и радостью для него.
Потом события развились уже более прискорбным образом, Ева послушала искусителя и подбила своего мужа на нарушение запрета. Она злоупотребила своим близким к равенству положением, повлияв на Адама, убедив его сделать то, что было делать нельзя.
Таковы религиозные истоки различного отношения к мужчине и женщине. Церковь представляет собой ядро института религии, и нельзя просто взять и перевернуть с ног на голову часть лежащей в основе информации в угоду современным веяниям.
Это не должно быть обидно, ведь женщины могут быть причастны к деятельности в храме, они лишь не могут совершать служения.
Ущемляет ли такое положение дел какие-либо женские права?
Феминисткам не стоит искать в этой ситуации несправедливость и ущемление прав. Церковная жизнь — это отдельная система, ее не следует путать с обычным мирским обществом.
Стремление к посту священника — это не обычная борьба за руководящую должность в организации или за высокооплачиваемую работу. Здесь не место тщеславию, желанию занять престижное место.
Человек, ставший священником, приобретает не просто значимую должность, ради этого он должен принести многое в жертву, в том числе и свою гордыню.
Ему придется вести строгую жизнь, отречься от немалого количества мирских утех, выслушивать человеческую боль во время исповеди, принимать на себя ответственность за свои слова, влияющие на разум и душу внимающих ему прихожан.
Это нелегкая работа, не предполагающая по своей сути большого земного вознаграждения. Сейчас, настроенная феминистически женщина может захотеть даже служить в армии. Но стоит ли ей возмущаться из-за того, что ее все же не отправят на передовую?