Юродивые

Есть чин в Святцах православной веры, представители которого остаются загадкой и по сей день. Это юродивые , часто их называют блаженными. Трудно проследить логическую последовательность совершаемых ими поступков. Порою при внешнем безумии с их уст срываются страстные обличительные перлы в адрес вселенского греха.

Истязая себя голодом и холодом, эти чудаки умудряются протягивать руку помощи нуждающимся. Открывая будущее в замысловатых пророчествах, они умело вуалируют святость и могущественность откровенно глупым выражением лица, лохмотьями одежды или грязным обнаженным телом.

Что значит юродивый

Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».

Церковное толкование

Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.

Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.

Юродство ради Христа

Церковь трактует блаженность Христа ради как подвиг духовности и аскетизма.

Подвижники отказываются от:

  • мирского существования;
  • благ;
  • общепринятых норм поведения.

Став по доброй воле изгоями, смиренно сносят телесные лишения, терпят презрение, поругание. В любое время года их ноги босы, а неприкрытая нагота бросает вызов общепринятым устоям.

О подвиге юродства

Чего же добивались страдальцы осознанными, но казавшимися со стороны «неадекватными» действиями?

Вот их цели:

  • скрыть под образом лишенного рассудка истинную святость;
  • смирить собственную гордыню и тщеславие;
  • преподнести народу тайный смысл своих поступков, который заключается в обличении зла и глупости общества;
  • подчеркнуть противостояние истины во Христе и принятых норм поведения;
  • служить Богу проповедью, заключенной не в речь, а в силу духа.

Часто юродствовать начинали те, кто чувствовал собственный дар предвидения. Они испытывали потребность в смирении, чтобы окружающие не распознали в них Божьей искры. Народ слушал их словесную абракадабру, из которой улавливал прогноз или предостережение, и считал, что Бог общается с ним через безумного посредника.

Толкование фразы

Юродство ради Христа — это добровольный отказ от мирской жизни и маска безумия, смиряющая гордыню. Реалии внутреннего мира по-настоящему божьих людей находились в полной дисгармонии с внешним обликом. Безумство лишь подтверждало их уникальный интеллект. Страдания аскетов из-за нравственного падения ближних трудно переоценить.

Отношение к юродивым людям

Как сказал классик, Россию-матушку умом сложно понять. Если Запад эпохи Средневековья не признавал добровольного помешательства, то русская загадочная душа принимала убогих всеми фибрами.

Но милосердие и жестокость очень часто ходят вместе. Многие проявляли терпимость и участие к добровольным безумцам, но всегда находились другие, готовые кинуть в бедолаг камень. Озорничали в основном дети.

В целом же простой люд выражал бродягам с демонстративной инаковостью сострадание, сдобренное неким преклонением. Находились и богатеи, которые не гнушались немытыми, лохматыми праведниками и проявляли сердобольность. Считалось, что подаяние слабоумному крикуну может привести фортуну, ведь его неординарные поступки отводят прочь дьявольские происки.

Даже цари и князья не смели нанести откровенную обиду чудаковатым балагурам, просили у них молитв о своем прощении. Заезжие иностранцы поражались подобным фактам и детально описывали их в путевых заметках.

Известные юродивые на Руси

История русской земли знает немало ярких примеров подвига святости, сокрытой от людей. Блаженные посвящали жизнь служению Богу и борьбе с низменными человеческими пороками. Спасая общество от деградации, они собственным примером в абсурдных и утрированных формах изображали алчность, зависть, обидчивость. При этом избегали земной славы, разыгрывая умалишенных. Но по прошествии многих веков мы учимся у них прописным истинам Христианства.

Василий Блаженный

Известный чудотворец российского средневековья рожден в удивительных обстоятельствах. Мать произвела Василия на свет в 1469 году во время молитвы в московском Богоявленском соборе.

Обучаясь в ранней юности сапожному делу, он предрек кончину купцу, заказавшему обувь. Предсказание сбылось. С 16 лет жизнь Василия проходила через тернии добровольной блаженности. Всегда нагой и босой скитался он по московским улочкам и переулкам. Однажды ему удалось разглядеть спрятавшегося в нищем беса и прогнать нечистого.

Признанный народом как человек Божий, он «поднимал» падших, сердцем чувствуя в них зерно добра, давал шанс становления на путь истинный. Не страшился Василий призывать к ответу царственных особ. Во время одного богослужения поставил под сомнение «праведное» дело Ивана Грозного — возведение хором на Воробьевых горах.

Зенитом предсказаний пророка звучала в 1547 году весть о московском пожаре. Его горячая молитва имела действие, когда горел Новгород.

Вошедший в историю аскет прожил 88 лет, 72 года из которых посвящены служению Господу. Прекрасный московский храм Василия Блаженного — яркое напоминание о благих делах святого старца.

Ксения Петербургская

Уроженка города на Неве, принадлежавшая к знатному сословию, рано вышла замуж. Брак оказался счастливым. Все переиначила внезапная, без Причастия, смерть любимого мужа. Облачившись в его одежду и приняв его имя — Андрей Федорович, женщина отказалась от имущества и начала бродяжничать.

Окружающие не смогли правильно оценить поведение Ксении, сочли вдову помешавшейся от горя. А она в светлом уме приняла решение служить Богу и ближним. Днем и ночью, молитвой и словом несла добро в судьбы: исцеляла детей и взрослых, обеспечивала материальные блага, дарила гармонию семейным отношениям. Неустанно помогала строительству Смоленского храма, по ночам носила к месту стройки кирпичи. Святость скрывала под маской безумия.

Благодаря истинной народной любви, Ксения причислена к лику святых в 1988 году. Часовня на Смоленском кладбище, где упокоилась добродетельная петербурженка — излюбленное место прихожан.

Прокопий Устюжский

Первый святой в когорте юродствующих молодым купцом прибыл на русскую землю из немецкого города Любека. Впечатлившись красотой церквей и набожностью народа, раздал отцовское наследство и перешел в православную веру с именем Прокопий. Снискав прославление в Новгороде, переместился в Великий Устюг, где начал образ жизни блаженного аскета.

Дар предвидения помог Прокопию в 1290 году предсказать сильнейшую бурю, повлекшую за собой пожары в лесах и смерч. За несколько дней до падения близ Устюга метеорита старец призывал горожан к покаянию, чтобы спасти город. Но беспечные миряне проигнорировали призывы. В разгар стихии жители кинулись в храм, где увидели пророка, молившегося о спасении города.

Прокопий Вятский

В детстве с сыном хлыновских крестьян случилось несчастье. Удар молнии ввел мальчика в транс: он срывал с себя одежды, предпочитая оставаться нагим. Помог ему служитель Успенского монастыря. С помощью святой воды и молебна преподобный Трифон исцелил отрока.

В 20 лет юноша получил от своего спасителя благословение на блаженность по доброй воле. Долгие 30 лет сносил он брань, насмешки, терпел голод, непогоду. Никто, кроме духовника, не догадывался о подвижничестве.

Силой духа стремился вятский праведник исцелить земляков от гордыни и своенравия. Вскоре после кончины началось почитание святого. Известен факт исцеления тяжело больной женщины Марфы после явления ей во сне Святого Прокопия и преподобного Трифона.

Паша Саровская

Перед тем как найти призвание в служении Богу, женщина прошла через горнило тяжелейших испытаний. Жизнь крепостной крестьянки протекала по известному сценарию: тяжелая работа, замужество, лишения и страдания.

Но непокорность и безграничная любовь к Всевышнему изменили ход событий. Получив благословение духовников, смелая христианка приняла тайный постриг, получив имя Параскева. Долгое время бродила с видом помешанной по деревням, жила в пещере. Претерпевая издевательства, добилась всеобщего расположения своей прозорливостью.

В Дивеевской обители долгие ночи Паши Саровской проходили в неустанных молитвах, а дни — в непосильных трудах. До последнего вздоха служила она избранному делу. Прожила Параскева 120 лет.

Не счесть событий, озвученных в разное время прорицательницей. В 1903 году, удостоившись посещения семьей последнего русского царя Николая Второго, заверила императорскую чету о скором рождении наследника. Но радостное известие сопровождалось предречением гибели монаршей династии.

Иван Яковлевич Корейша

Молва о московском пророке середины XIX века распространилась во все концы России. Строки популярных произведений известных классиков посвящались необычному пациенту клиники для душевнобольных.

Родился Иван Корейша в Смоленске в семье священнослужителя. Отучился в Духовной Академии, но по стопам отца не пошел, работал учителем. Юродствовать начал сознательно, но при этом не растерял свойств романтической натуры.

Зигзаг судьбы привел оракула в московскую психиатричку на Преображенке. В стенах заведения он провел долгих 47 лет. В больницу к Ивану Яковлевичу наведывались всевозможные страждущие: девицы, почтенные дамы, невежды с нелепыми желаниями и вопросами, просто любопытствующие. Некоторым доставалось от лекаря за глупость и назойливость. Но умный и серьезный посетитель удостаивался внимания и долгого разговора.

Похороны Корейши превратились в шоу своего времени. Об экстравагантных выходках скорбящих поклонников писали многие газеты. Могилу прорицателя у Ильинской церкви в столице до сих пор посещают многочисленные паломники.

Предостережения

Отношение Церкви к юродству всегда было осторожным. Никто к юродству «не призван». Призваны мы к исполнению заповедей, например к милосердию, подставлению щеки, смирению, неосуждению (на что, в конечном счете, работают юроды). Поэтому приведем предостережение Симеона Нового Богослова. Его слова особо значимы, ибо он сам находился в конфликте с современной ему Церковью и именно из-за своей защиты Симеона Благоговейного, в чьем поведении было много от юродства. Вот оно: «Того, кто живет в смиренном воздержании, люди считают притворщиком, а того, кто ест, как обжора, держат за безыскусного и простодушного, а частенько и сами с удовольствием трапезничают вместе с ним, потворствуя собственной слабости.

Мало того, даже тех, кто прикидывается сумасшедшим, острит, болтает несусветный вздор, принимает непристойные позы и тем вызывает у людей смех, — даже их почитают как бесстрастных и святых, полагая, будто этакими-то ухватками, ужимками и речами те пытаются скрыть свою добродетель и бесстрастие; а вот на тех, кто живет в благоговении, добродетели и простоте сердца и на деле является святым, — на тех не обращают внимания, словно на обычных людей, и проходят мимо».

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Источники